ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ
Приобретено компьютерное оборудование и передано в семью ребенка — инвалида на сумму 100 тыс. рублей.
Организовано с согласия родителей ребенка-инвалида дистанционное обучение по учебным предметам: информатике, по русскому и английскому языкам. Занимаются преподаватели-тьютеры Волховского и Гатчинского районов.
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (легкой умственной отсталостью)
ГИА-9 для отдельных категорий обучающихся:
- «Обучающийся с овз» – подтверждается заключением ПМПК (в котором написано: «относится к лицам с овз, нуждается в создании особых условий организации экзаменов»);
- Ребенок-инвалид, инвалид – подтверждается справкой МСЭ (федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы);
- Обучающийся на дому – подтверждается справкой ВКК, соответствующим приказом ОО.
4. Обучающиеся специальных ОО, в которых осуществляются лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении
Особенности организации и проведения ГИА -9 для отдельных категорий обучающихся
(Приказ МОН от 25.12.2013 № 1394)
Категория участников | Особенности организации и проведения экзаменов | Пункты Приказа |
Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды | ГИА может проводиться в форме ГВЭ (по их желанию) | п. 7 |
Количество сдаваемых экзаменов сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике (по их желанию) | п. 4 | |
1 Обучающиеся с ОВЗ, 2 Дети-инвалиды и инвалиды, 3 Те, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в ОО, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении | Продолжительность экзамена увеличивается на 1,5 часа (за исключением ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»). | п. 29 |
Продолжительность ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») увеличивается на 30 минут | ||
При продолжительности экзамена 4 и более часа организуется питание обучающихся | ||
Во время проведения экзамена организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур | п. 34 | |
ОО оборудуется с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия проведения экзамена обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений) | ||
При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие указанным обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание | ||
ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме | ||
В процессе сдачи экзамена пользуются необходимыми им техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей | ||
Слабослышащие обучающиеся | Аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования | |
Глухие и слабослышащие обучающиеся | Привлекается ассистент-сурдопереводчик | |
Глухие и слабослышащие, с тяжелыми нарушениями речи | ГВЭ по всем учебным предметам проводится в письменной форме (по их желанию) | |
Слабовидящие обучающиеся | Экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере | |
В аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс. | ||
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушен.двигательных функций верхних конечностей) | Письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением | |
Обучающиеся, имеющие медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ПМПК | Экзамен организуется на дому |
Создание доступной среды в образовательном пространстве школы
Особой задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание безбарьерной школьной среды.
…Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
…Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
В 2008 Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (далее – Конвенция). С учетом требований Конвенции в 2010 году разработана Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы». Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества.
«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
Рекомендации по организации доступной среды в школе
Международные документы
КОНВЕНЦИЯ ООН 13.12.2006 № 61/106 «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ» |
Федеральные документы
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2021 – 2025 годы
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»